Еще в 70-е годы прошлого века, ученые и исследователи в области света, начали измерять и оценивать качество цветопередачи от различных источников, при этом описывая полученный результат всего одной цифрой.
Этот параметр или коэффициент назвали CRI. У него есть еще и другое обозначение — Ra. По сути это одно и тоже.
Что такое CRI
Именно он отвечает за то, что один и тот же апельсин, в одном случае будет выглядеть вполне натурально, а в другом совсем не будет похож сам на себя. Это и называется естественность передачи цветов.
Кстати, многие наверное помнят загадку, разделившую интернет на два лагеря — «какого цвета на фото платье»? Этот индекс здесь сыграл существенную роль.
То есть, коэфф. отвечает насколько натурально и естественно выглядит объект под той или иной лампой или освещением. Для вас это может быть и без разницы, вы все равно съедите апельсин или наденете платье, а вот художнику или фотографу этот параметр ой как важен.
Кстати, этот момент относится не только к процессу написания картины, но и к ее демонстрации в галереях.
А еще это может увеличить или наоборот снизить продажи в продуктовых магазинах. Не каждый захочет купить подозрительно выглядящий лимон или другой фрукт.
Хотя на самом деле продукты будут абсолютно спелыми и здоровыми, но всю картинку испортит неправильно подобранное освещение.
Точно таким же образом супермаркеты могут и обманывать. Покупаешь вроде бы с витрины красивые и спелые яблоки, привозишь их домой, разворачиваешь, а они уже не выглядят так аппетитно как в магазине.
Испортится за такой короткий промежуток времени они безусловно не могли, однако нужно отдать должное местному персоналу, который в отличие от вас, оказался знаком с понятием цветопередачи и подбором нужного CRI.
Спектр света и его влияние
Максимальное значение CRI=100. Именно такой коэффициент у солнечного света. У искусственных светильников чем он выше, тем лучше.
Конечно здорово иметь светодиодную экономную лампочку на 100% имитирующую солнце. Но во-первых, это технически трудно реализуемо, во-вторых неоправданно дорого.
При этом не стоит путать такие понятия, как «цветовая температура» и «индекс цветопередачи». Это разные вещи.
Например два светильника могут одновременно иметь одну и ту же температуру, но передавать цвета при этом будут совершенно по-разному.
Перед тем, как непосредственно перейти к индексу и его методам расчета, стоит напомнить что такое спектральный состав излучения. Ведь это как раз таки напрямую влияет на CRI.
Так вот, любой свет имеет в своем составе сразу несколько цветов. А все что нас окружает, поглощает или отражает эти цвета.
При этом предметы или растения которые кажутся зелеными, потому и обладают данной расцветкой, так как именно зеленый они и отражают. Все остальные цвета на их поверхности в этом случае поглощаются.
Хотя по большей части, цвет формируется именно в нашей голове. Это некое ощущение. Каждый кто «получал в глаз», это может подтвердить 🙂
Предметы имеющие черный цвет, поглощают практически все падающее на них излучение. Вот и получается, что если в источнике света или лампочке изначально не будет какого-то цвета, то соответственно и отражаться будет нечему.
Поэтому ярко-красное платье при солнечном излучении, в котором вы были неотразимы, под искусственным светом софитов в клубе или ресторане, таковым может уже и не являться.
Как рассчитать CRI
Чтобы знать насколько хорошо искусственный источник света близок к солнечному, и придумали коэффициент цветопередачи.
Как он определяется и рассчитывается? Для его измерения берутся специальные образцы или шаблоны цвета и сравнивается цветовой сдвиг с подопытным светильником.
Первоначально было всего 8 шаблонов, но позже решили добавить к ним еще 6, более насыщенных по оттенку. Первые восемь образцов это основа. Именно они и учитываются в расчетах.
Сравнение сдвигов идет относительно солнечного света или так называемого идеального источника, аналогичного солнечному излучению. Весь процесс выглядит следующим образом.
Берется испытуемая лампочка или светильник, и свет от них поочередно направляется на каждый шаблон.
Далее специальными приборами замеряется цвет, который приобрел шаблон.
После этого, эти же самые образцы освещают солнечным эталонным светом и опять проводят измерения.
Все что осталось — сравнить разницу в цветах между первым и вторым облучением.
Когда сделаны все замеры, высчитывают среднеарифметическое значение между восемью основными шаблонами. Обязательно сравнивают именно 8, а не все 14.
Особенности красного цвета
Полная проверка происходит в отдельных случаях, однако при этом, очень часто в измерения добавляют шаблон №9 — насыщенный красный.
Для чего это делается? Сравнение с ним отвечает за естественность передачи оттенка кожи человека.
Наши глаза очень чутко реагируют на не естественное изменение именно этого оттенка. При некачественном освещении, мы моментально замечаем бледность кожи и все ее дефекты (прыщи, воспаления и т.п.).
Есть теория, что это было заложено в нас изначально с первобытных времен. Когда мать могла по незначительному изменению цвета кожи, моментально определить, болен ее ребенок или нет. Других то способов не существовало.
При этом по цвету лица, легко читались эмоции сородичей.
Хорошими значениями считаются коэффициенты цветопередачи от 90% и выше. При таком свете, глаза не будут напрягаться и уставать, даже если вы делаете какую-то сложную и мелкую работу.
Если у лампочки низкая цветопередача (менее 80Ra), то все предметы выглядят тускло. В результате теряется контрастность.
Отсутствие контрастности воспринимается нашим мозгом как потеря резкости. Он рефлекторно начинает напрягать мышцы глаз, чтобы вернуть резкость в норму.
Отсюда появляется напряжение, быстрая утомляемость и даже головокружение.
Рекомендуемые значения коэфф. CRI
А вообще стандартные значения CRI для различных помещений должны быть следующими:
- от 90 до 100 - музеи, выставки, магазины, витрины
- от 70 до 90 - общественные здания, офисы, больницы, школы, жилые помещения
- от 50 до 60 - базы, складские помещения
Кстати, ни лампочки накаливания, ни солнечный свет в небе северного полушария нашей планеты, хоть условно и имеют CRI=100, однако по факту не являются идеалом.
Лампочка с вольфрамовой нитью, довольно слабо передает синие оттенки предметов, а северное небо - красные.
Человеческий глаз начинает хорошо различать разницу в цветопередаче при коэффициентах отличающихся более чем на 5 единиц. А вот отличить светильник с CRI=80 или CRI=84 для нас будет проблематично.
Почему CRI не подходит для светодиодов
Однако в процессе проверок и измерений исследователи выяснили, что у белых светодиодов, есть большие проблемы с точной передачей цвета по девятому шаблону (красному).
С чем это связано? Объясняется это тем, что в его спектре интенсивность в красной области несколько ниже, чем в остальных.
В итоге, данные индекса CRI для большинства светодиодов, получаются не совсем корректными.
Для светильников с результатами CRI>90, нет особого несоответствия. Однако если более пристально подходить к изучению лампочек с CRI<90, то появляются большие вопросы.
Например разные светодиодные светильники, имея вроде бы одинаковый коэффициент цветопередачи, по факту будут освещать предметы совершенно по-разному.
И чем меньше будет этот коэффициент, тем нагляднее вы будете это замечать невооруженным взглядом. Для источников с так называемым непрерывным спектром (солнце, галогенки, вольфрамовые лампы), это не является проблемой.
А вот для белых светодиодов, да.
А ведь именно светодиодные лампочки прочно вымещают в наших квартирах все остальные.
И дело здесь не только в экономии, но и
- в снижении нагрузки на электропроводку
- большей долговечности
- меньшей температуре нагрева
К примеру 1квт галогенок, могут запросто поднять температуру в доме на 2-3 градуса.
- большим выбором светильников
В особенности для натяжных потолков. У светодиодных нет такого большого ограничения по мощности и температуре.
Поэтому в 2007 году специальная международная комиссия постановила, что все светильники с белыми светодиодами не стоит оценивать при помощи коэффициента CRI.
Внезапно данный индекс оказался уже не "торт". Появилась необходимость придумать новый расчет и новый параметр.
Кстати "погрешность" CRI, в равной степени может сказаться и на других лампах, не только белых светодиодах.
Хотя на самом деле, при свечении первой вы будете видеть белый свет, а у второй - фиолетовый.
Новый индекс CQS — и его расчет
Истинные "ценители" света расценили переход на новый индекс как некий заговор. "Раз уже белые светодиоды хреново воспроизводят красную составляющую, давайте просто изменим методику и подгоним ее под нужные нам результаты" - так многие восприняли нововведение.
Таким образом, как бы "пряталась" реальная проблема и просто выпускались новые рекомендации.
Тем не менее, эту методику разработали в 2010 году и назвали ее CQS (Color Quality Scale) - шкала качества света.
Принцип измерения здесь немного похож, но только сравнение производится уже на основе 15 цветов насыщенных шаблонов.
Общий индекс CQS здесь складывается не как среднеарифметическое значение, а берется корень из суммы квадратов всех замеров.
Благодаря этому, сдвиг даже по одному цвету, уже существенным образом отразится на итоговом значении индекса качества цветопередачи, и не будет той визуальной погрешности как с CRI.
Еще в новой методике "красный" не является слишком насыщенным. Поэтому конечная цифра CQS на светодиодах, вполне соответствует визуальным ощущениям человеческого глаза.
Общая же разница между CQS и CRI заключается в малой зависимости нового коэффициента от трех параметров:
- светлости
- тональности
- насыщенности
Замеры по стандарту ТМ-30
Но изыскатели на этом коэффициенте не остановились и разработали еще один стандарт TM-30-15 (не обязательный на сегодняшний день).
Он уже учитывает:
- точность - Rf (fidelity)
- насыщенность - Rg (gammut)
Здесь помимо старых искусственных разноцветных пластинок, для сравнения используются и "живые" объекты, встречающиеся в природе.
А всего шаблонов для сравнения, ни много ни мало - 99шт.
Хотя это и не обязательный стандарт, но он наиболее современный и лучше всего говорит о качестве источника света. Ведущие мировые производители и компании, которые отличаются качественной продукцией, без проблем предоставляют данные по всем светильникам на основе всех трех коэффициентов.
Это вам как потребителю значительно облегчит сделать обдуманный и правильный выбор.
Сравнение индексов и фактического цвета
У хороших ламп все 3 коэффициента почти всегда совпадают. А вот отдельные китайские экземпляры вполне могут иметь вот такие чудные показатели.
Объясняется это тем, что хитрые производители, научились изготавливать люминофор так, дабы весь акцент уходил именно в 8 главных оттенков, применяемых для сравнения. А на остальные, что называется "забивают".
Но если CRI при этом можно обмануть, то человеческий глаз точно подметит подделку. Вот пример такой лампочки с CRI>80.
Как можно наблюдать, здесь явный перебор зеленого.
Особенно важно проверять коэффициенты при покупке лампочек в детскую комнату.
Ребенок при изучении новых предметов, воспринимает их первое появление перед своими глазами как норму.
И именно это изображение и откладывается у него в голове до конца жизни. Ваша задача обеспечить для него правильное восприятие всех цветов и оттенков уже на начальной стадии развития. Поэтому всегда подходите к этому делу более осознанно.
Как сделать подсветку рабочей зоны на кухне светодиодной лентой.