Как проверить дроссель с мультиметром и без него. Все причины неисправности ПРА и ЭПРА.

3474
просмотров

как проверить дроссель лампы дневного светаЛампы дневного света, несмотря на популяризацию светодиодного освещения, до сих пор остаются одним из распространенных видов осветительных приборов в домах, гаражах и производственных помещениях.

Когда такой светильник перестает гореть, первым делом грешат на саму лампочку или стартер. А если они не виноваты, как проверить другой не менее важный элемент – дроссель?

Для чего нужен дроссель

Во-первых, определимся, что же такое дроссель или как его еще называют балласт. По сути, это обыкновенная катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником.

Вот так она выглядит в разрезе.
дроссель для ламп дневного света в разрезе что внутри

В схемах балласт нужен для трех функций:

  • контроля тока, чтобы он не превышал номинала
  • образование за счет индуктивности кратковременного импульса повышенного напряжения
  • сглаживания возможных пульсаций в сети 220В

Подключается он последовательно, а параллельно ему монтируется стартер.схема подключения светильника дневного света с двумя лампами

Стартер необходим для поджига лампы.

Как работает лампа дневного света

схема светильника дневного света со стартером принцип работыНапряжение, которое подводится к спиральным электродам на концах лампы, изначально недостаточно для ее розжига. И тут на помощь приходит дроссель и стартер.

После появления напряжения в стартере, внутри образуется разряд, который нагревает биметаллический электрод.как работает стартер лампы дневного света

Из-за нагрева форма электрода меняется и происходит его замыкание.как зажигается лампа дневного света принцип работы

В результате чего, резко возрастает ток и электроды раскаляются. Ток ограничивается только сопротивлением самого дросселя.

У стартера контакты постепенно остывают и размыкаются. При размыкании, благодаря дросселю, в лампе возникает эффект самоиндукции, с образованием высоковольтного импульса и электрического разряда напряжением до 1000В.111_DNaT

От этого разряда создается ультрафиолетовое свечение ртутных паров, которыми заполнена колба. Оно оказывает воздействие на люминофор, и только благодаря ему, мы и можем различать свет в привычном для нас спектре.

Если для кого-то это объяснение слишком заумно, то вот одно из самых простых и понятных видео, объясняющих на доступном всем языке, как же работает лампа ЛДС.

Получается, что сам процесс включения люминесцентной лампы дневного света довольно длителен и занимает 5 этапов:

  • подача 220В из розетки и замыкание контактов стартера
  • разогрев спиралей электродов
  • размыкание контактов стартера
  • подача высоковольтного импульса от дросселя
  • образование тлеющего разряда в колбе и поддержка его внешним напряжением 220В + шунтирование стартера и исключение его из схемы

Как видно из процесса запуска, при неисправности ламп, виноватыми могут быть три элемента:

  • сама лампочкалюстра из лампочек дневного света
  • стартерстартер для лампы дневного света в разобранном состоянии
  • дроссельдроссель для ламп ЛДС как найти неисправность

При этом, чаще всего повреждаются лампочки и стартера – из-за перегоревших вольфрамовых нитей и конденсаторов.нити накала внутри ламп дневного света

Узнать об этом проще всего – заменив стартер или лампочку. Тем более, что стоят они копейки. А вот как быстро узнать о неисправности дросселя?

Как проверить дроссель ПРА без мультиметра

Без специальных измерительных приборов о неисправности ПРА может свидетельствовать эффект огненной змейки. Вы визуально сможете наблюдать ее внутри лампы.

О чем это говорит? А говорит это в первую очередь о том, что есть превышение максимально допустимого тока. Из-за чего заряд потерял стабильность.

Также может наблюдаться неустойчивое свечение или мерцание лампы. При поломке балласта, светильник не загорится с первого раза.

В результате, стартер будет постоянно запускаться и отключаться, запускаться и отключаться. От таких частых пусков, возле спиралей на концах лампы появляются почернения.из-за чего оьбразуются почерения на концах люминесцентной лампы

Еще один способ проверки без измерительных приборов и мультиметра – контрольная лампочка. Мощность ее должна быть примерно такой же, как и мощность самого дросселя.

Подключаете ее последовательно по следующей схеме с ПРА и смотрите как она светит.схема проверки дросселя без мультиметра с помощью простой лампочки

  • если не горит совсем – в балласте обрыв, дроссель неисправен
  • горит ярко – в балласте межвитковое короткое замыкание
  • моргает или светит в половину накала – дроссель исправен

Проверка балласта ПРА мультиметром

Но чтобы точно убедиться в повреждении дросселя, все таки лучше воспользоваться мультиметром и провести замеры.проверка дросселя лампы дневного света мультиметром

Повреждение дросселя может быть пяти видов:

  • обрыв
  • замыкание разных обмоток
  • замыкание витков в одной обмотке
  • неисправность магнитопровода
  • пробой на корпус

Обрыв

Какой-то из проводов, которым намотан дроссель может просто оборваться. Выявляется это легко.

Переводите мультиметр в режим измерения сопротивления и касаетесь щупами выводов дросселя. Если высвечиваются показания ”бесконечность” это и свидетельствует об обрыве.как проверить дроссель лампы дневного света на обрыв мультиметром

При замерах только не касайтесь голых кончиков щупов руками. Иначе замерите сопротивление своего тела, а не дросселя.111_dormult

Кстати, обрыв из всех видов поломок, выявить проще всего. Это можно сделать даже без мультиметра, с помощью обычной индикаторной отвертки.

Ничего выключать и разбирать не нужно, провода тоже не отсоединяются. Если индикатор светится во входной клемме ПРА:как проверить ПРА лампы дневного света на обрыв и неисправность

а на выходе свечения нет:проверка дросселя лампы дневного света без мультиметра индикаторной отверткой

то считайте что обрыв вы нашли.

Замыкание обмоток

дросселя двухобмоточные для ламп дневного светаНекоторые дросселя могут иметь не одну, а две обмотки. В нормальном режиме они должны быть изолированы между собой.схема двухобмоточного дросселя для лампы ЛДС

Но изоляция может высохнуть или нарушиться.

Чтобы узнать о замыкании, мультиметром проверьте выводы не одной, а разных обмоток. Если у вас высветятся непонятно малые цифры, то значит обмотки замкнуты.

Межвитковое замыкание

Если дроссель у вас постоянно грелся, то его лакированная изоляция проводов, могла высохнуть. И один или несколько близлежащих витков, просто спекутся между собой.межвитковое замыкание катушки дросселя

Найти такое повреждение очень трудно, даже при помощи мультиметра.

Нужно точно знать изначальные значения сопротивления обмотки, чтобы было с чем сравнивать. Если у вас замкнулись один или два витка, то разницу обычным тестером вы и не увидите.

Найти витковое замыкание можно при спекании достаточно большого количества проводников. Тогда разницу будет видно сразу.111_nastlampa

Нормальный (не китайский дроссель), имеет примерно следующие сопротивления:

  • мощностью на 20Вт - сопротивление от 55 до 60 Омкак проверить дроссель лампы дневного света мультиметром
  • мощностью на 40Вт – сопротивление от 24 до 30 Омпроверка баласта лампы дневного света на обрыв или межвитковое замыкание
  • мощностью на 80Вт – сопротивление от 15 до 20 Омкак найти межвитковое замыкание дросселя баласта лампы дневного света

Магнитопровод

Сердечник дросселя выполнен из ферромагнитных материалов. А они (ферриты), довольно капризны сами по себе.дроссель или баласт лампы дневного света в разрезе

При эксплуатации, на поверхности запросто могут образоваться трещинки или сколы. Если такое произошло, значит у дросселя изменятся параметры катушек индуктивности.как найти неисправность балласта дневного света

Еще в сердечниках из-за механических нагрузок могут измениться специальные зазоры.

Проверить индуктивность дросселя можно не всеми мультиметрами. Большинство к сожалению, такой функции лишены.мультиметр с функцией проверки индуктивности

Однако опять же, чтобы понять проблему, вам нужно знать первоначальные значения данной индуктивности.

Пробой на корпус

О неисправности катушки может свидетельствовать ее нулевое сопротивление относительно корпуса. Здесь ничего сложного в проверке нет.проверка мультиметром пробоя на корпус дросселя лампы ЛДС

Один щуп мультиметра подносите к металлическим частям корпуса, а другим касаетесь к выводам катушки дросселя.

Проверять можно и в режиме прозвонки цепи. Если звукового сигнала не будет, значит пробоя нет.

Повреждение электронного дросселя

ПРА и ЭПРА разницаА если балласт у вас электронный, как проверить его? ЭПРА как сокращенно их называют, уже не похож на индуктивную катушку.

Все современные модели выпускаются с электронными дросселями без стартеров.

ЭПРА расшифровывается как - электронная пуско-регулирующая аппаратура.
У нее множество электронных компонентов напаяны на плату и помещены в один корпус.электронное ПРА для ламп ЛДС проверка на неисправность

Прозвонить мультиметром всего лишь два конца здесь уже не получится. Придется последовательно шаг за шагом проверять все элементы схемы.

Начинать лучше с предохранителя. Вызваниваете его целостность в режиме прозвонки.проверка предохранителя у ЭПРА лампы ЛДС

Далее осматриваете конденсаторы. У тех, которые в виде бочонков, можно определить повреждение даже визуально, по вздутию нижней части.как найти неисправность и проверить электронный баласт ламп дневного света

Еще внимательно проглядите все места пайки. Какие-то ножки могут отвалиться и контакт пропадет.поиск причин неисправности ламп дневного света с ЭПРА

Диоды и транзисторы также проверяются мультиметром, после переключения его в соответствующий режим измерения.как найти и проверить ЭПРА для ламп дневного света

Данные сопротивлений берите из таблиц в интернете, согласно их расцветки.проверка сопротивлений на ЭПРА

И сравнивайте с теми фактическими замерами, которые у вас получились.

В общем, чтобы проверить и отремонтировать электронный дроссель, понадобятся минимальные навыки радиолюбителя.

Вот очень хорошее и подробное видео по проверке каждого элемента на плате ЭПРА, с заменой поврежденных деталей на исправные. Тем более, что повреждений здесь оказалось не одно, а несколько.