Правильное освещение для художественной мастерской — выбор светильников и ламп.

341
просмотров
выбор освещения для художника

Правильное освещение — это очень важный момент в работе любого художника. От этого будет напрямую зависеть качество вашей картины или барельефа.

Выбор хорошего света включает в себя три этапа:

  • учет естественного освещения
  • выбор светильника
  • подбор лампочки в светильник

Света в этом деле должно быть много, и первое на что вам следует обратить внимание, это окна.

Естественное освещение и окна

Самое идеальное освещение – дневное. Поэтому окна на рабочем месте художника должны быть большими и по возможности выходить на северную сторону дома.

окна на северной стороне для работы художника

Почему именно на север? Именно оттуда поступает относительно равномерное освещение на протяжении всего рабочего дня.

Вследствие чего, вам не придется постоянно передвигать или переносить картину, пряча ее от прямых лучей солнца.

Если же ваши окна выходят на другую сторону, то их периодически нужно будет чем-то затенять, дабы получить оптимальный рассеянный свет.

шторы для рассеянного света

Рабочее место художника необходимо организовать так, чтобы естественный источник освещения находился с левой стороны от вас, если вы правша. Либо справа от вас, если левша.

Попросту говоря, свет должен светить вам в ладонь рабочей руки, а не в ее тыльную сторону.

куда должен светить свет при работе над картиной

Когда вы работаете с цветом, то лучше это делать при естественном освещении, но без искусственной подсветки все равно никак не обойтись. Особенно в зимний период времени, когда световой день короток.

Светильники для художника

Как правильно организовать такую подсветку? Во-первых, необходимо позаботиться об общем освещении интерьера.

Делается это люминесцентными или светодиодными лампами Т-8, размещаемыми на потолке.

люминесцентные лампы на потолке для работы художника

Однако помимо них, непосредственно над рабочим местом, желательно иметь дополнительный направленный светильник. В особенности, если вы занимаетесь барельефами или создаете какие-то фактуры.

светильники над рабочим местом художника

Наилучшим вариантом будут подвешиваемые светильники, которые можно трансформировать и направить от них свет под любым углом.

трансформируемый светильник на потолок в художественной мастерской

А что делать, когда нет возможности прикрутить такой светильник к потолку? Тогда обратите внимание на модели, прикрепляемые к любой поверхности прищепками или струбцинами.

лампа на прищепке для художника

Ножка лампы у них опять же должна быть подвижной и изгибаться в любой плоскости.

светильник художника на мольберт

Самое главное при этом, чтобы подсветка находилась сверху и имитировало то освещение, при котором будет использоваться готовая работа.

сравнение освещения от ламп и от окна при работе художника
сравнение освещения от ламп и от окна при работе художника

Подобрать себе хороший светильник на струбцине можно здесь.

Есть и профессиональные светильники, размещаемые на полу с высокими ножками.

профессиональный светильник художника

Как правило, они имеют одно колено, регулировку по высоте, плюс возможность крутить плафон на 360 градусов.

Плафон внутри должен быть с матовой поверхностью, не дающей бликов.

Лампочки для светильника художника

Какие лампы выбрать для светильника? Здесь нужно ориентировать на следующие параметры:

  • температура света
  • световой поток
  • индекс цветопередачи

Температура света измеряется в кельвинах. На сегодняшний день наибольшее распространение получили лампы с диапазонами от 2700К до 6500К.

цветовая температура ламп освещения
наглядная разница цветовой температуры светильников

Цветовая температура — это самый важный параметр для художника. Его обязательно указывают на упаковке лампочки.

Стандартные лампы накаливания имеют температуру до 3000К. Они никак не подходят для работы в мастерской.

стандартная лампочка не подходит для работы в художественной мастерской

Лучше всего использовать лампочки холодного цвета 5000-5500К. Это наиболее естественный белый оттенок, при котором комфортно рисовать.

отличия на картинах при освещении от окна и от светильников
разница на картинах при освещении от окна и от светильников

Кто-то советует использовать лампы свыше 6000К. Однако они дают излишне синеватый оттенок и будут искажать цвета.

Выбор мощности

Какой мощности выбрать светильник и какой световой поток от него должен исходить? Световой поток измеряется в люменах (Lm) и показывает, насколько ярко светит лампочка.

световой поток в люменах на упаковке лампочки

Для комфортного освещения при рисовании вам понадобится примерно 200 Люмен на 1м2. То есть, если вы работаете в комнате площадью 20м2, потребуется освещение в 4000 Люмен.

освещение рабочего места нормы и правила ГОСТ требования

Делите это количество на число плафонов на потолке и получаете требуемые люмены, которые должны быть в одной лампочке. Однако при этом учитывайте форму светильников.

Если они закрытого типа, не помешает взять лампы с запасом в 10-20%. Как правильно высчитать люмены для светильников, читайте в отдельной статье.

что такое световой поток, сила света, освещенность

Цветопередача

Индекс цветопередачи показывает, насколько реалистично источник света передает исходные цвета предмета.

как мы различаем цвета

Чем выше этот параметр, тем лучше. Цветопередача светильника для художника должна максимально соответствовать дневному освещению.

сравнение цветопередачи

Поэтому выбирайте лампы с коэффициентом цветопередачи CRI или Ra не ниже 90%.

что такое индекс цветопередачи CRI и верить ли ему

Для профессиональной работы он должен быть 95-98%.

лучшие лампочки для художника

Благодаря этому вы сможете отчетливо видеть, контролировать и корректировать цвета картины при работе.

лучшее освещение для художника

Очень хорошо с этим справляются лампы дневного света:

  • Philips Master TL-D 90 Graphica 18-36W/950
  • Philips Master TL-D 90 De Luxe
  • OSRAM Сolor Proof T8 36W/950
лучшие лампочки дневного света для художника

Если не нашли именно такие марки, к примеру Philips Master TL-D 90 Graphica, говорят уже снята с производства и найти ее в обычном магазине практически невозможно, тогда ищите аналоги. В первую очередь смотрите на индекс.

Последние цифры 950-965 содержат в себе следующую информацию:

  • "9" - цветопередача ламп 90%
  • "50-65" - температура 5000-6500К

Для домашнего использования в обычной квартире их достаточно 4-х штук (по 36Вт). В мастерской такие светильники закрепляют как на потолке, так и на стенах.

закрепление ламп дневного света филипс на стене в художественной мастерской

“Желтые” обычные лампочки накаливания, которые мы используем для повседневного освещения, хоть и имеют хороший коэффициент цветопередачи, для художника не годятся.

Если вы при таком свете напишете картину, а потом вынесете на дневной свет или выставите в галерее, то неприятно удивитесь, как на ней изменились цвета.

к чему приводит ошибка с освещением при написании картины художником

Под обычной лампочкой в 2700К у вас получится избыток синих оттенков, так как глаза будут автоматически пытаться компенсировать желтизну светового потока.

Рассеянный свет

Как можно получить относительно хороший рассеянный свет от светильника? Делается это двумя способами.

Первый способ – применить специальные молочно-матовые стекла, либо использовать дорогие студийные софтбоксы с прозрачной тканью.

схемы освещения в домашних условиях

Второй способ более простой. Достаточно направлять свет от лампочек не на картину, а на потолок.

направление света на потолок при рисовании картины

Правда при этом светильник должен быть относительно мощным, по сравнению с обычным экземпляром. Так как большая часть светового потока будет просто теряться.

Многие используют для этого светодиодные прожекторы мощностью 20-40Вт. В домашних условиях их прикручивают к стенам и направляют вверх.

прожектор для подсветки картины

В профессиональной студии под это дело применяют специальные фермы.

фермы и подсветка в художественной студии

Светодиодные прожекторы опять же должны быть холодного оттенка 5500К.

Однако у них есть существенный недостаток – плохой коэффициент цветопередачи. А он как мы знаем приводит к искажению цветов картины.

Поэтому все-таки лучший вариант, использовать ранее рассмотренные лампы дневного света от Филипс или Osram.

как проверить лампу дневного света дроссель стартер

Для идеальной подсветки рабочего места их нужно расположить так, чтобы поток равномерно освещал картину сверху с обоих сторон.

как расположить светильники при рисовании картины

При наличии двух одинаковых по мощности источников света и их равноудаленном расстоянии, у вас практически не будет теней на полотне.

Мобильный светильник на мольберте

Если у вас передвижной мольберт на колесиках и вы хотите, чтобы свет всегда был везде одинаковый, то можно приспособить светильник непосредственно на верхний кронштейн.

мобильный светильник на мольберте художника

Куда бы вы не перекатывали свою картину, в какую бы комнату не ставили, вам не придется каждый раз подстраиваться под новое освещение. Подключили провода через переноску и работайте.

Только в этом случае не используйте яркие лампочки. Все-таки расстояние до картины по сравнению с расположением светильников на потолке будет уменьшено в разы.

Из-за этого будет страдать равномерность подсветки. Нижняя часть холста получится заметно темнее верхней!

подсветка мольберта как лучше

Опасное освещение

Используя люминесцентные лампы обязательно обращайте внимание на такой эффект, как мерцание или пульсации.

пульсации света светодиодных ламп какой вред здоровью наносят как влияют на глаза

Чтобы проверить безопасна ли лампа, быстро помашите кистью перед мольбертом. При наличии мерцаний вы увидите явные остаточные явления или стробоскопический эффект.

проверка лампы на мерцание

Даже простое нахождение в комнате с мерцающей лампочкой негативно сказывается на зрении, что уж говорить о работе над картиной, когда глаза долгое время сконцентрированы в одной области.